× Поездки, достопримечательности, полезная информация о Финляндии

Хельсинки. Портрет в зимнем интерьере

01 фев 2013 19:20 - 01 фев 2013 19:44 #11866 от Радистка Кэт
Начну с того, что в страны Скандинавии меня никогда не тянуло. И сколько бы мне ни расписывали красоты северных стран и городов, убедить меня в том, что туда стоит съезить, никто не мог. Тем более когда речь шла о непривлекательной с моей точки зрения Финляндии, куда знакомый народ ездит давно и по нескольку раз в год — и на зимний, и на летний отдых на финских озерах, и частенько заскакивают в Хельсинки — за покупками. Вообще шопинг в Хельсинки стал своего рода притчей во языцех. Чего я никак не могла понять (и сейчас не пойму, когда уже посетила три крупных торговых центра в дни так называемых распродаж по т. н. бросовым ценам; кому-то, возможно, они и кажутся низкими, но мне, совершающей шопинг, как правило, в Германии, так вовсе не показалось). Впрочем, речь о шопинге если и пойдет, то в самую последнюю очередь, а прежде всего, я хочу поделиться впечатлениями о посещении столицы Финляндии, куда мы приплыли на пароме «Викинг Лайн» из Таллинна на второй день Нового 2013 года...

Совершить такой заплыв ( :-) ) уговорила дочь, которой подружки прожужжали все уши про хельскинский «Стокманн». Я немного посопротивлялась, но в итоге сдалась, благо цена экскурсии в Хельсинки была вполне демократичной (3800 рублей с носа), особенно с учетом того, что в нее входило, а это - дорога туда и обратно (примерно 2 часа 15 минут в одну сторону), завтрак и ужин (шведский стол) на пароме и четырехчасовая пешеходная экскурсия по городу. Забегая вперед, скажу, что большинство членов нашей группы поплыли в Хельсинки исключительно с целью шопинга, и гид к такому раскладу за многие годы, видимо, так привык, что торжественно обещал сократить время экскурсии до трех часов. И даже при этом группа женщин из Ленинградской области не переставала бурчать (адресов торговых точек они не знали, т. к. в Хельсинки были впервые, а настроены на их штурм были весьма решительно).. Впрочем, гид мужествено выдержал все подобные натиски:-). Да и вообще нам с ним повезло. Хороший оказался мужик, интересный собеседник, много знающий об истории не только Финляндии и Эстонии...
Думаю, что посмотрев фотографии, которые я начну выкладывать по ходу рассказа, те, кто не бывал в Хельсинки, разделит мое первоначальное мнение о непривлекательности этого города, ибо фотографии не передадут в полной мере ни истинного облика Хельсинки, ни его холодной, но на удивление располагающей атмосферы.. Серо-бурые тона... льды Финского залива... грязноватый снег на обочинах... Вот и я точно также смотрела на фотографии и видео, сделанные моими знакомыми, и не понимала: ну что они хорошего нашли в этом Хельсинки?.. :-)

Отдельное слово хочу сказать о путешествии на пароме. Это было настолько комфортно, здорово и не утомительно, несмотря на очень ранний старт (в 7:30 утра) и весьма поздний отплыв обратно (в 21:50), что даже покидать паром было грустно. Я уже не говорю о том, насколько шикарным и разнообразным был завтрак и бесподобным - ужин, включавший, кстати, и спиртные напитки. Не каждый брендовый европейский ресторан может похвастаться такой превосходной кухней, качеством приготовления пищи и богатейшим ассортиментом закусок, горячего, сладостей, фруктов, напитков и т. д. Я насчитала 8 видов горячих блюд (4 рыбных и 4 — мясных), более 10 видов салатов, а про всякую рыбешку и другие морепродукты (креветки, осьминоги, мидии и прочие морские гады) и говорить не стоит. Единственное, о чем жалею, так это о том, что не запечатлила это на фото. Но, как говорится, поздно пить Боржоми (кстати, бутылки с Боржоми в ресторане тоже были представлены, это ж эстонский, а не российский паром! Хотя говорят, и у нас Боржоми скоро появится).
Расстояние по морю между Таллинном и Хельсинки смешное — всего-то 80 километров. Поэтому паромы «Викинг Лайн» совершают ежедневно туда и обратно по два-три рейса. Это зимой, летом вроде больше.



По этому маршруту ходят и водные пассажирские суда других компаний. У каждой — свое время. Все паромы ледоходного типа, поскольку Финский залив — это все же северная акватория, и частенько он затянут льдами. В чем мы и убедились. Кстати, наблюдать, как сквозь льды пробирается наш паром навстречу финской столице, было очень любопытно и немного страшновато... особенно если выходить на открытую верхнюю палубу.

Вот уже на горизонте показались очертания финской столицы... Давайте посмотрим...

А это островки в акватории Хельсинки. Причем островки обитаемые.

Видите домик простого финского рыбака? У него там имеется и своя лодка, и свой причал: 20 минут с холодным ветерком - и он в Хельсинкском порту, той его части, что предназначена для малых судов.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 19:52 - 01 фев 2013 19:55 #11867 от Радистка Кэт
Ну а мы в отличие от финских рыбаков прибывали на центральный терминал Хельсинского пассажирского порта под названием Катаянокка (сразу и не выговоришь - финский язык, как, впрочем, и эстонский, весьма своеобразный... сестра одной моей коллеги по работе вышла замуж за финна лет 15 назад и уехала на ПМЖ в Финляндию, так финский до сих пор токлом не выучила, общаются с мужем на инглише:-)..).

Из порта и началась наша пешеходная экскурсия по Хельсинки — городу, который меня очень удивил, поразил и даже чем-то пленил.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 20:00 - 01 фев 2013 20:07 #11868 от Радистка Кэт
По правому борту по ходу следования в центр города увидели вот такое здание из красного кирпича с разными башенками. Построено оно в стиле югенд (Хельсинки хотя и в меньшей степени нежели красавица Рига гордится кварталом зданий в этом стиле). Это Таможня и пакгауз.

Построено здание в 1900-м году по проекту Густафа Нюстрёма.

Шагаем дальше и приближаемся к мосту, чтобы попасть на другой остров, где и расположен центр (Хельсинки — город, построенный на каменистых островах, чтобы его возвести, здешние скалы пришлось изрядно раздолбить, что было непросто).

Остановимся перед мостом и полюбуемся панорамой.

Прямо по курсу — на другом берегу — видим длинное одноэтажное здание, тянущееся вдоль берега. Это старейший крытый рынок Хельсинки. Гид сказал, что там продают изумительные по вкусу рыбные деликатесы да и другую всячину финского и лапландского производства. Мы очень хотели туда зайти, но надо было следовать за гидом по дальнейшему маршруту, и решили оставить осмотр рынка на послеобеденное время. В итоге вернулись к нему только вечером:-(. Обидно, конечно, но ничего не поделаешь: таковы издержки групповой экскурсии, и вымотавшего нас шопинга, который к тому же и не больно-то удался:-(.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 20:10 - 01 фев 2013 20:19 #11869 от Радистка Кэт
На берегу, с торца крытого рынка прямо у причала пришвартован вот такой корабль. Видите, в чью честь назван?. Российских государей-императоров здесь почитают.

Внутри "Николая II" находится кафе-бар.

А это вход в тот самый рынок:

Но больше всего, как сообщил тот же гид, финны чтут Владимира Ильича, даровавшего им независимость после Октября 1917-го... Чуть ли не отец-основатель государства Финляндия:-) Заметно в городе и шведское наследство, ведь до периода российского господства Финляндия, как известно, долгие годы находилась под подданством Швеции; кстати, по сей день в этом государстве два официальных языка — финский и шведский, несмотря на то, что по-шведски изъясняется лишь 6% населения страны. А вот неофициальный третий язык в Финляндии - наш «великий и могучий», ведь «им разговаривал Ленин». Шучу, конечно. Но, как говорится, в каждой шутке... Кстати, памятников Ленину в Хельсинки хватает. Думаю, если задаться целью, можно организовать соответствующий маршрут и все их посмотреть. Но мы как-то этим не страдали и решили обойтись без Ильича... Давайте лучше посмотрим вот на такой вот "памятник":-)

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 20:22 - 01 фев 2013 20:29 #11870 от Радистка Кэт
Сразу за крытым рынком находится казино, носящее такое же имя, как и терминал порта — Катаянокка. Если я не ошибаюсь, это чуждое нашему уху слово обозначает название здешнего хельсинкского района. Как переводится, понятия не имею. Казино построено для моряков руского флота в 1911 года. Сколько их там было в те годы, можно себе представить. Впрочем, если в целом говорить о наших соотечественниках, то и сегодня их в Хельсинки немало. Чтобы в этом убедиться, не надо даже отходить далеко от порта: у первого же по ходу следования к центру крупного отеля припарковано внушительное количество автомобилей с номерными знаками разных регионов России. Кто только сюда не ездит — и тамбовчане, и воронежцы, и туляки, и новгородцы. Пальму первенства, разумеется, держат Питер и приграничная Ленинградская область. На втором месте Москва и Подмосковье, а третье место, что меня несказанно удивило, разделили в этот период между собой Волгоградская и Саратовская области. Между тем, путь-то с российского юга сюда не такой уж и близкий. Ну точно «курица не птица, Финляндия не заграница» (хотя в советские времена, насколько помню, на слуху вместо Финляндии чаще всего были Болгария и Монголия:-)...
А на фото ниже - один из домов в стиле югенд. Можете полюбоваться и сличить с некоторыми рижскими в соответствующей теме форума:-)

Теперь выходим на Торговую площадь, в центре которой возвышается стела с двухглавым российским орлом.

Это не что иное как Обелиск императрицы — первый публичный памятник в Хельсинки. Обелиск установлен на том самом месте, где с корабля на финскую землю ступила ножка императрицы Александры Федоровны — супруги Николая I. Сейчас море начинается в нескольких десятках метров от этого места.

Визит в Хельсинки Её императорское величество нанесла в 1833 году, а Обелиск поставили всего 2 года спустя после этого исторического события. Любопытно, что воздрузили его именно в честь императрицы, а не императора (а ведь не он ее сопровождал, а она его:-). Чертежи изготовил знаменитый архитектор Хельсинки — Карл Энгель. Во время революции 1917 года двухглавый орел был скинут на землю, но не разбит, а помещен в музей, где он и пролежал до 1972 года. 41 год назад его опять вернули на вершину Обелиска.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 20:35 - 01 фев 2013 20:40 #11871 от Радистка Кэт
Торговая площадь плавно переходит в Эспланаду — широкий бульвар со множеством памятников, фонтанов и дорогущим рестораном "Каппели".

Вот эта скульптура, например, символизирует поднимающийся из моря город Хельсинки. Собственно это фонтан, именуемый «Хавис Аманда», сконструированный в 1908 году.

Немного прогулявшись по Эспланаде, повернем вправо, перейдем дорогу и полюбуемся самой крупной православной церковью Европы — Успенским кафедральным собором (кстати, в Финляндии православная церковь наряду с лютеранской является официальной церковью, хотя православие исповедует лишь около 2% населения). Собор был возведен в 1868 году по проекту русского архитектора Горностаева. Вот это соседство храма с современным зданием удивительно напоминает некоторые виды моего родного города...

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 20:43 - 01 фев 2013 20:49 #11872 от Радистка Кэт
А теперь поспешим к главной площади Хельсинки — Сенатской, архитектурный ансамбль которой очень напоминает одноименную площадь Санкт-Петербурга. И ничего странного в этом нет: столицу великого княжества Финляндия в первой половине 19 века архитекторы старались сделать похожей на столицу Российской империи. И планировщику Йохану Альбрехту Эренстрему вместе с архитектором Карлом Энгелем это неплохо удалось.

В центре Сенатской площади находится роскошный Кафедральный собор — один из главных символов Хельсинки.

Во времена Российской империи собор назывался Николаевским (в честь покровителя моряков святого Николая и в знак уважения к императору Николаю I, лично контролировавшему процесс обустройства этого сооружения: именно по его инициативе для крыши храма приобрели отлитые в цинке скульптуры апостолов, выполненные немецкими мастерами). Главным архитектором собора был тот же Карл Энгель, а после его смерти в 1840 году проект продолжил Эрнст Лорман. Это главная лютеранская церковь Финляндии.

К сожалению, внутрь мы так и не попали. Но на этой монументальной лестнице, ведущей ко входу, постояли и обозрели всю площадь с высоты... Лестница, что и говорить, выдающаяся - не менее грандиозная, чем Испанская лестница в Риме.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 20:55 - 01 фев 2013 21:00 #11873 от Радистка Кэт
Если стоять на лестнице спиной ко входу в собор, то по правую руку перед нами будет здание Университета, также построенного по проекту Энгеля.

Слева же — здание Государственного совета. Тоже творение Энгеля.

А прямо по курсу по левую руку от желтого классического здания находится небольшой двухэтажный с мансардой дом. Это еще одна достопримечательность Хельсинки — старейший каменный дом в городе, появившийся на этом месте в 1757 году по заказу самого зажиточного местного купца Седерхолма. Так он до сих пор и называется — дом Седерхолма.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 21:02 - 01 фев 2013 21:04 #11874 от Радистка Кэт
В центре Сенатской площади возвышается памятник самому почитаемому финнами императору — Александру II.

Монумент работы Валтера Рунеберга датируется 1894 годом. Фигуру императора окружает скульптурная группа «Закон», «Мир», «Труд» и «Свет».

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

01 фев 2013 21:07 - 01 фев 2013 21:13 #11876 от Радистка Кэт
Полюбовавшись площадью и нафотографировавшись, мы проследовали за гидом дальше - к проспекту и площади маршала Маннергейма.

В центре площади возвышается огромный памятник маршалу и президенту Финляндии.

И вот тут-то, у статуи Маннергейма, произошел забавный эпизод: две очаровательные в своей непосредственности представительницы нашей группы пытались выяснить друг у друга, кто же это такой — Маннергейм, что группа должна тратить свое время на остановку возле его памятника?:-) Так ничего друг от друга и не узнав, они обратились к гиду. Тут-то он и обалдел... ладно бы еще девушки молодые спрашивали, а то дамы бальзаковского возраста... Но работа есть работа, поэтому пришлось проводить ликбез. В этом контексте почему-то вспомнился старый советский анекдот:
...На экзамене по истории профессор тщетно пытается вытянуть отстающего студента на «тройку», тестируя его на предмет знания разных исторических дат... В итоге доходит уже до таких, как начало и окончание Великой Отечественной войны, революции 1917-го, но в ответ по-прежнему тишина. Профессор, уже отчаявшись: «Ну а о Ленине-то вы вообще что-нибудь слышали?» - «Не.. не знаю такого...», «Слушайте, молодой человек, а вы откуда будете?», - «Я-то? Из деревни Сосновка». Профессор медленно подошел к окну и задумался: «А, может быть, бросить все к чертовой матери и уехать жить в деревню Сосновка?»:-)...
Правда, дамы из группы в отличие от студента представляли один из крупнейших мегаполисов мира:-) Одна из них, к слову, вообще не переставала удивлять. Например, с пеной у рта возмущалась, как ее постоянно «притесняют» в Эстонии (в чем это выражается, правда, не уточнила), куда она ездит отдыхать по 2-3 раза в год, оставляя в этой маленькой стране по 2,5-3 тыщи евро за заезд. Можно сказать, добровольно пополняет бюджет Эстонии — не иначе как в знак благодарности за постоянное «притеснение»:-) При этом она на полном серьезе требовала «уже закрыть нам въезд в Эстонию, и в другие страны закрыть», потому как «сколько можно издеваться над бедными русскими детьми?»... и начала благодарить Государственную Думу и лично президента Путина за принятый накануне Нового года печально известный закон. Какой уж тут в самом деле Маннергейм?.. Случай, похоже, безнадежный...
А мы давайте-ка все же еще раз посмотрим на конную статую маршала.
Памятник Маннергейму изготовлен по проекту Аймо Тукиайнена в 1960-м году.

Это традиционное место сбора жителей города по различным праздничным (и не только) поводам. Кстати, одно из самых масштабных столпотвоорений возле памятника, случилось сразу после развала СССР. Пришедшие к памятнику финны воспринимали это тогда чуть ли не как личную трагедию. Некоторые даже плакали. И было от чего... Ведь как все помнят, в советские времена Финляндия была первым торговым партнером СССР среди капиталистических стран. В 80-е годы до 25% экспорта страны приходилось на нашу «шестую часть суши» (судостроение, текстильная промышленность — знаменитые финские дубленки, куртки, сапоги, огромные партии сыров «Виола» и знаменитого финского сервелата и т.д.). Дело было поставлено на поток, под это были заточены целые производства. После краха СССР экспортные поставки сократились на две трети и едва достигали 4%. Конечно, это было трагедией для финской экономики. Да и для социалки, ведь многие люди потеряли рабочие места. К слову, даже последующее вступление Финляндии в Евросоюз не помогло стране обрести такой же гарантированный рынок сбыта, какой имела Финляндия в СССР.

Людям нужны легенды

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.169 секунд
Работает на Kunena форум